Понятие о характере

Еще один важный фактор, влияющий на коммуникабельность, –это стрессоустойчивость работника, поскольку стресс–это постоянный спутник любой профессии, которая прямо зависит от активного общения.

Стрессоустойчивость мы подробнее рассмотрим далее, однако надо отметить: реакция на стресс может оказаться как мобилизующей, т. е. резко повысить способности, так и демобилизующей. Различные опыты показали, что при наличии небольшого стресс-фактора у обычных людей (не склонных работать в сфере обсслуживания) количество ошибок понижается, но при этом падает и скорость работы. Это естественно, так как при стрессе нормальный человек старается сильнее контролировать все, что он говорит. Это сильно замедляет весь процесс: как анализа поступающей информации, так и ведение диалога.

Прежде, чем говорить о стрессоустойчивости, позвольте пару слов о самом стрессе,

Стресс-это специфическая реакция организма на предъявленные ему требования. Стрессы возникают вследствие различных резких изменений, ведущих к появлению различных неразрешимых проблем. В таком случае стресс, согласно основоположнику теории стресса Гансу Селье, выступает как процесс адаптации и рассматривается как общий адаптационный синдром. Сам процесс имеет 3 стадии:

1. стадия тревоги как процесс первичной адаптации к резко изменившимся условиям внутренней и внешней среды;

2. стадия резистентности, во время которой начинается обширная мобилизация организма. Продолжительность этой стадии зависит от объема внутренних ресурсов человека;

3. стадия истощения как следствие истощения внутренних ресурсов организма.

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

К счастью, существует такое психологическое понятие как стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость–это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. Психологи основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев и является разнообразной.

Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости:

1. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.

2. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.

3. Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.

4. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется.

Но почему один человек является стрессоустойчивым, а другого таковым назвать нельзя?

Различные исследования показали, что у людей со склонностью к депрессивным состояниям наблюдается повышенный уровень нейротрофического фактора головного мозга-вещества, поддерживающего и стимулирующего развитие нейронов.

Но не надо думать, что стрессоустойчивость–это только врожденное качество: оно очень хорошо поддается тренировке, чему посвещены многие тренинговые программы. Например, один из самых распространенных способов повышения стрессоустойчивости-моделирование различных ситуаций, которые присущи профессии участника тренинга, с добавлением стрессового фактора.

В любом случае, психологическая стрессоустойчивость–это одно из ведущих качеств успешного работника сферы обслуживания, и развивать это качество, фактически, жизненно важно.

Перейти на страницу:
1 2