Человек как продукт биологической и социокультурной эволюции

Людей издавна волновал вопрос их происхождения. Наиболее древним является религиозное представление о происхождении человека. Религии свойственна вера в божественное творение жизни и человека. Согласно религиозным взглядам, человек отличается от представителей животного мира тем, что получает от Бога бессмертную душу.

Во 2-й половине ХГХ в. возникла эволюционная теория происхождения человека, связанная с переворотом, осуществленным Ч. Дарвином в биологии. Дарвин выдвинул идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции, по Дарвину, лежит естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов он видел в изменении окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Дарвинисты сравнивали анатомию, прежде всего головного мозга человека и обезьяны, исследовали ископаемые черепа вымерших «предков» человека. В строении, физиологических признаках всех исследуемых объектов обнаруживались черты несомненного сходства. В итоге был сделан вывод о том, что человек произошел от обезьяны, трасформировавшийся затем в теорию происхождения человека от ныне вымершего вида обезьян через ряд промежуточных стадий.

Современная наука критически относится к ряду аспектов теории Дарвина, но другой, более убедительной теории эволюции пока нет. Дарвинизм впервые представил человека как продукт биологической эволюции.

Религиозная и эволюционная концепции происхождения человека подвергались серьезной критике за их односторонность. Если религия исключала человека из природного эволюционного процесса, то теория эволюции «растворяла» человека в животном царстве. Необходимо было найти третий путь в изучении проблемы происхождения человека. Таким путем пошел Ф. Энгельс, изложивший в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» трудовую теорию происхождения человека. С одной стороны, по его мнению, на возникновение человека оказала влияние природа. В ходе ее эволюции формировался человеческий организм, совершенствовалась его структура. С другой стороны, возникновению человека способствовал труд, ставший основой существования человеческого общества. Трудовая деятельность, как полагал Энгельс, присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из животного царства. Изготовление простейших, а затем и более сложных орудий труда имело огромное значение для развития человека, так как с их помощью он смог совершенствоваться значительно быстрее, чем животные. Труд способствовал развитию общения между людьми, сплачивал их, возникла членораздельная речь. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Благодаря теории Ф. Энгельса человек предстал как продукт не только биологической, но и социальной эволюции.

По оценкам современных ученых, превращение человекообразных обезьян (гоминидов) в людей не могло быть мгновенным, одноактным событием. Антропогенез, т. е. процесс становления и развития человека, носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан с социогенезом — процессом становления и развития общества.

Это две стороны единого по своей природе процесса — антропосоциогенеза, длившегося 3—3,5 млн лет. Изменение характера взаимодействия со средой обитания, переход от индивидуальной приспособительной жизнедеятельности к групповой, основанной на совместной трудовой деятельности, повлияли на процесс последующей биологической эволюции. Около 1 млн лет назад возникает вид Homo erectus (человек прямостоящий), начинается интенсивное развитие головного мозга. Развитие мозга сопровождалось повышением функциональных возможнос тей органов тела, рук, гортани, перестройкой лицевого отдела черепа, изменениями в деятельности высшей нервной системы и психики — формированием второй сигнальной системы мозга, присущей человеку.

Перейти на страницу:
1 2 3